По путевкам комсомола

Мы приехали в Сибирь.

И открылась нашим взорам

Синь небес и леса ширь.

Посмотри на реки, горы –

Эх, какая красота!

От Олхи до Иркута…

Первостроители

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Из воспоминаний первостроителей

 

Расположившись в палаточном городке, молодые ребята назвали свое первое место прописки Зеленым городком, а две широкие улицы, разделяющие 4 ряда палаток, - Комсомольской и Орловской. среди других приехали молодые ребята орловского завода "Текмаш". Многие ребята пришли на это завод после окончания орловского ремесленного училища №1, получив там трудовую путевку в жизнь. Вспоминают подруги - орловчанки В.В. Гладковская, В.В. Синькова, Н.А. Деренок и М.Я. Шепилова: "В училище готовили токарей. Все учащиеся ходили в шинелях с эмблемами, подпоясанные ремнем, одежда сначала была сатиновая, а потом - шерстяная. На ноги полагалось надевать бутсы, позже разрешили носить туфли..."Валя и Вера, соединенные дальним родством, пережили страшные военные годы в небольшой деревеньке под Орлом, а Маша и Нина выросли в детдоме. Так и хранят они свою дружбу с детских лет, с учебы в ремесленном. Валя и Вера, приехавшие на стройку с первой партией орловцев, уговорили своих младших подруг, которые еще только заканчивали училище, приехать в Сибирь. И никуда больше отсюда не тронулись, крепко пустив свои корни здесь, в городе, который они построили для себя и своих детей.

         Темпы строительства будущего города и Большой продовольственной базы были рекордными. Строители создавали новую базу с нуля, и опыта строительства такого гиганта, как ИркАЗ, по тем временам в Сибири не было.

          На станцию Гончарова ежедневно прибывали железнодорожные составы со строительными материалами. Поезда шли с интервалом 7 - 10 минут, доставляя на стройку ценный груз - лавину грузов. Начальники станции К.А. Карапузов и В.П. Лобанов вспоминают, что за сутки прибывало 20-25 железнодорожных составов. Стройматериалы не успевали увозить на строящиеся объекты и складировали их вдоль железнодорожного полотна. Штабели из досок лежали повсюду, вплоть до Солдатского карьера.

          Подходит рабочая смена к завершению, а на объект привозят строительные материалы - кирпич или раствор бетона. Бригадир говорит:"Девочки, надо разгрузить!" - и бригада дружно принималась за дело. Уже и рабочее время давно истекло, а девчата при помощь неизменного технического инвентаря - ведер и носилок делают трудовой задел на завтра. Молоденькие, хрупкие, - в чем только держалась! - они взбегали по строителььным лесам и лестничным пролетам на дома и промышленные объекты. Откуда только брались у них силы для того, чтобы переносить тяжеленные кирпичи, по 9 штук, аккуратно уложив их на вытянутые руки стопочкой перед собой, поддерживая канавами и рытванами перед домами, пробираясь от одного объекта до другого? Или управлять многотонными строительными кранами и протягивать по вырытым траншеям сотни километров проводов кабеля и стальных труб? А во время коротких обеденных перерывов дружно делиться кусочками хлеба с сахаром или хлебом, обильно сдобренным сверху слоем горчицы, потому что угощение в избытке было на столах строительной столовой бесплатным. А самым сладким угощением, которое вспоминается до сих пор были пирожки с морковкой.

Они были неудержимы во всем, стремились работать, дружить, жить быстро, ярко, пламенно, и учиться! Пожалуй, ни в какое иное время после 60-х годов за школьными партами не было столько юношей и девушек, молодых и взрослых рабочих, открывающих учебники после рабочей смены. Они шли в вечернюю школу работающей молодежи, в строительное училище, в котором готовили специалистов для стройки, и в школы рационализаторов.

В феврале 1967 года строительство завода "Иркутсккабель" объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. 1982 год - цех кристаллического кремния объявлена ударной стройкой областного значения.

Трест "иркутскалюминстрой" и строительные предприятия Шелехова участвовали в возведении важных объектов на сибирской земле. Из конструкций и панелей, выпущенных заводом ЖБИ, построены в Иркутске гостиницы "Ангара" и "Интурист", сдан главный корпус института органической химии Восточно-Сибирского отделения Академии наук, введен в строй главный корпус политехнического института, построены корпуса на курорте "Аршан", приграничный с Монголией поселок Монды, научный комплекс - солнечный радиотелескоп в урочище Бадары.

Это лишь краткие вехи большой стройки в Сибири.

Строительством Иркутского алюминиевого завода было положено начало создания в Восточной Сибири нового большого алюминиевого комплекса. На момент его строительства по объемам производства, по технологическим показателям ИркАЗ был крупнейшим предприятием отрасли, а по ряду показателей - лучшим в мире. И если с вводом в эксплуатацию Братского, Красноярского алюминиевых заводов роль ИркАЗа как крупного предприятия алюминиевой промышленности уменьшилась, то значение города - индустриального центра неизменно укреплялось.

А страна получала от молодого сибирского города в Восточной Сибири "крылатый металл" и высококвалифицированных специалистов, которые в разные годы возглавляли крупнейшие предприятия региона и страны. Авдеев М.П. был директором БрАЗа, Тирушев И.Г. руководители строительством мемориального комплекса в г. Ульяновске.

Специалисты педприятий города участвовали и руководили строительством заводов в Египте, Турции и Монголии. Шелеховская стройка стала настоящей кузницей кадров.

Есть точное определение: "человек своего времени". Такие люди на стройке были. Красильников П.Ф., Стрижевский М.В., Зоткин Г.И., Панжин Т.Ф., Иванец Т.А., Кабаков В.Г., Сизых Г.И., Попов И.К., Учитель А.С. От рабочего до директора завода прошли свой трудовой путь Перекальский Н.А., Тузов В.И., а также многие другие руководители стройки. Это были люди своего времени, и оно накладывало отпечаток на их стиль жизни и работы, требовало, а точнее говоря, принуждало вписываться в жесткие рамки и , казалось бы, незыблемые правила деловых взаимоотношений, принципиального подхода к решению проблем. Они стояли у колыбели алюминиевой промышленности в Восточной Сибири и новой ударной стройки.

Но будучи людьми своего времени, они твердо отстаивали свои позиции, действовали исходя из конкретных условий и ситуаций.

 

Архипова М.С., будучи делегатом партийного съезда, была на приеме у министра транспорта, убеждая его в важности строительства путепровода через линию железной дороги. Убеждала так, как могла только она, женщина - председатель городского исполкома, хозяйка города, которую в шутку, но с гордостю называли "главный дворник города". Важность строительства виадука - мост над рельсами железнодорожных линий по праву могут оценить жители 70-х годов, которые помнят длинные вереницы автобусов и машин, порой часами ожидающих проезда в город, следя за бесконечной чередой пассажирских вагонов и грузовых платформ, мчащихся по маршруту восток - запад - восток. Министр Бещев подписалписьмо на строительство нового здания железнодорожного вокзала и путепровода, поставив резолюцию: "За счет средств железной дороги..."

Всего за четыре месяца путепровод был построен, а московский начальник долго недоумевал: "Не могу понять, почему МЫ строим этот мост городу?"

У города не было времени на неспешное, планомерное развитие. Наравне с расширениемпроизводственных мощностей он наращивал мощь социальной инфраструктуры.

Темпы работы на стройке были ударными, поэтому, действительно как грибы, росли жилые дома, производственные объекты, досрочно выполнялись производственные планы и стремительно менялся облик города.

Дело государственной важности было отдано в надежные руки хозяйственных руководителей, специалистов производства - директоров строящихся предприятий: алюминиевого завода - Панжина Т.Ф., завода ЖБИ - Шамарина В.И. и Усова В.В., кабельного завода - Волнягина Ю.П., КПП - П одышева В.А., РМЗ - Римши А.К., ШАТП - Карпова А.З., Управления механизации - Шикшина К.Ф., нерудных материалов - Веключа В.И., а также Кабакова В.Г., Прохорова С.И., Заруцкого А., Федосеева С.В., Карась А.П., Московских Г.И. и многих других. Они, как истинные первопроходцы, не думали о собственных интересах и уюте, жили заботами и нуждами стройки, без остатка отдавали себя людям. Это были годы работы на износ, преданности профессии и делу, особого мироощещения, стремления к новому, прогрессивному, неординарному, как и сама стройка.

Это была эпоха, когда Время делало Человека, а Человек - то легендарное Время.

Hosted by uCoz